Экзамен по основам конвергентной журналистской деятельности. Текст для печатного СМИ

«Робот не заменит журналиста, агрегатор новостей не заменит аналитика»


В современном мире практически у каждого есть смартфон, с помощью которого можно выйти в Интернет и написать заметку в Твиттере, во Вконтакте, в Фейсбуке, в Живом журнале и в других социальных сетях и блогах. У смартфонов есть камеры, на которые можно снимать различные события, мероприятия, видео-уроки. Таким образом, любой желающий может почувствовать себя журналистом. Этот факт стал основой широко распространенного мнения: журналистика как профессия себя исчерпала и через пять-десять лет она либо совсем умрет, либо окончательно превратится в высокотехнологичную пропаганду.


О том, что представляет собой журналистика сегодня, рассказала Марина Загидуллина, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

Фото Алики Кутыревой
– Марина Викторовна, на Ваш взгляд, есть ли журналистика сегодня?

– Несомненно, она есть. И понятие современной журналистики не равно пропаганде, так же, как и не равно высоким технологиям. Журналистика – эта та сфера деятельности, где человек выявляет смыслы для себя и для других. Выявлять смыслы можно, наверное, и в иных профессиях, но доносить их до аудитории – искусство. С этой точки зрения, робот не заменит журналиста, агрегатор новостей не заменит аналитика, обзор никогда не будет таким, каким он должен быть, если в нем нет личностного начала. Перечислять подобные примеры можно до бесконечности. В данном случае журналистика со своими этическими принципами и ограничениями остается очень важной сферой жизни общества. Это чувствуют даже те, кто говорит о ее вытеснении и исчезновении. Все понимают, что в журналистике остается ниша чего-то такого, что не покрывается технологиями и пропагандой.

– Что делать для того, чтобы журналистика и дальше развивалась?

– Думаю, что можно, конечно, что-то делать. Но я – сторонник самобалансирующихся систем, которые сами выбирают методы и способы восполнения дефицита. Я считаю, что правильно поступают те субъекты социального института, которые анализируют постоянно меняющуюся действительность и угадывают тенденции, то есть работают на опережение. Для меня сейчас очевидно, что личностное начало в человеке это то самое зерно, которое нужно культивировать и развивать. Я как человек, работающий в системе образования, чувствую, что очень много сил нужно прикладывать, чтобы взлелеять личностное начало в человеке, который решил стать журналистом. Техническая сторона в данном случае является второстепенной. Обязательно у каждого журналиста должен быть наставник, который действительно сможет его увлечь. Я думаю, что будущее журналистики складывается из разных векторов понимания ситуации.

– Как меняются роль и функции современной журналистики?

– Совершенно очевидно распадение коллективизма в данной области. Совсем недавно команда была важным звеном медиасреды, очень популярен был тимбилинг. Сейчас проектные модели становятся не такими частотными, как личностные идеи. Когда есть личностное начало, команда строится сама.
Также я могу сказать о технологической составляющей. Это то новое, чему невозможно научить в университете. Технологии, о которых рассказывают студентам на первом курсе, могут в корни поменяться к моменту их выпуска. Такие турбулентные явления в этой области, скорее всего, будут наблюдаться еще лет тридцать. Потом, видимо, наступит устойчивый, высокий уровень, где можно будет видеть что-то стабильное. Научить нужно правильному отслеживанию этих технологий и правильному их использованию. Самовооружающийся журналист приходит на смену универсальному журналисту.
И, конечно же, то, что мы называли конвергентной журналистикой, сейчас реконфигурируется. Наверное, в скором будущем для журналиста будет важнее чувствовать аудиторию, нежели работать на всех платформах сразу. Будучи профессионалом, он тоньше чувствует особенности дискурса, попадает прямо в точку. Если это происходит, то журналист является лидером на любой площадке.

– Как факультет реагирует на изменения в журналистской среде?

– Есть ножницы между нашим «хочу» и нашим «могу». В планах у нас технологическое переоснащение: факультету очень не хватает аудиторий-студий, где созданы условия для креативной деятельности, и все работает как тренажер. Мы знаем, как можно осуществить задуманное, что нужно для этого сделать, но нам мешают финансовые ограничения. Это проблема не только сегодняшнего дня, и не только нашего вуза. Мы реалисты, поэтому всегда готовы в тех условиях, что есть сейчас, менять конфигурацию образовательного процесса. В этом году первый курс на нашем факультете работает по совершенно новому учебному плану. Думаю, что мы идем по правильному пути. Также преподаватели факультета проходят курсы повышения квалификации, что, несомненно, благоприятно отражается на образовательном процессе.

Изображение с сайта www.csu.ru
– Открываются ли новые направления подготовки на факультете?

– Для нас очень значимым является расширение круга направлений подготовки, по которым мы можем предоставить образовательные услуги. Увеличение числа направлений в магистратуре, на наш взгляд, делает ярче жизнь города. В этом году мы открыли две очень специфических специальности. Одна из которых – креативные технологии письма в журналистике и в литературе, фактически это литературное творчество. Второе направление – международная журналистика. Также мы очень увлечены идеей открытия направления по организации работы с молодежью, фактически медиаобразованию. У нас на факультете сильное медиаобразование: мы проводим ряд конкурсов, известных в области, по всей России, и даже за пределами страны. «ЮнГа+» – яркий тому пример. И, конечно же, мы бы открыли направление, связанное с медиакоммуникациями: изучение компьютерных игр, кинематографа, телевизионных сериалов и прочих проявлений массовой культуры, на которые наука и образование смотрели свысока. Я считаю, что массовая культура должна быть изучена.

– Марина Викторовна, как Вы думаете, насколько высок в настоящее время уровень медиакомпетентности выпускников факультета журналистики?

– Я думаю, что в сравнении с массой выпускников не нашего факультета, уровень достаточно высокий. Среди наших выпускников нет людей, которые относятся к медиапространству, как наивные пользователи: они знают, как оно устроено, понимают, где манипуляция, а где поиски истины. Мониторинг местного пространства прекрасно осваивается нашими студентами.

Ксения Строкач



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

АУДИТОРИЯ СЕТЕВЫХ СМИ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2. КОММЕРЧЕСКИЙ АНАЛИЗ